г. Алматы, A15P5B5, ул. Сатпаева, 30/8, 4 этаж

г. Астана, Z01А5АF2, ул. Малика Габдуллина, 18, офис №5

Тел: +7 (727) 312-24-49

г. Алматы, A15P5B5, ул. Сатпаева, 30/8, 4 этаж

г. Астана, Z01А5АF2, ул. Малика Габдуллина, 18, офис №5

Тел: +7 (727) 312-24-49

Все что нужно знать о выплатах возмещения «по уважительной причине»

1 год – именно в этот период с даты начала выплат вкладчик может подать заявление на получение гарантийного возмещения по своему депозиту в случае, если банк, где хранятся его сбережения, лишится лицензии. Такой срок определен законодательством. Но что делать, если вы его пропустили по какой-либо причине? Что произойдет с вашими деньгами? Можете ли вы все же рассчитывать на получение средств и как это сделать? Делимся информацией.


Разберемся для начала с тем, что произойдет с суммой возмещения, если вкладчик пропустил срок обращения за его получением.


После завершения срока выплаты невостребованная сумма гарантийного возмещения зачисляется на индивидуальный пенсионный счет вкладчика в ЕНПФ в виде его добровольных пенсионных взносов.


При этом согласно налоговому законодательству, невостребованная сумма возмещения, переведенная на пенсионный счет вкладчика в виде его добровольного пенсионного взноса, не подлежит налогообложению. Более того, эти средства далее инвестируются в таком же порядке, как и другие пенсионные взносы.


Следует отметить, что каких-либо действий со стороны вкладчика для перевода средств в ЕНПФ не требуется. Перечисление осуществляется по результатам сверки с пенсионным фондом данных по вкладчику – в течение 30 календарных дней с даты завершения срока выплаты. Эта норма предусмотрена Законом об обязательном гарантировании депозитов. КФГД, со своей стороны, за 30 рабочих дней до истечения срока выплаты возмещения информирует вкладчиков через СМИ и свой сайт и соцсети о дате завершения выплат и перечислении невостребованной суммы в ЕНПФ.


Можно ли получить средства, если сумма гарантийного возмещения уже переведена в ЕНПФ?


Если у вкладчика была уважительная причина, по которой он пропустил срок подачи заявления на выплату, он может обратиться в КФГД с соответствующим заявлением. При этом вкладчику необходимо иметь документальное подтверждение обстоятельств, в силу которых он не имел возможности подать заявление в установленный срок. Перечень таких обстоятельств определен Законом об обязательном гарантировании депозитов.


Так, к уважительным причинам пропуска срока выплат относятся:

1) поступление вкладчика в период срока выплаты гарантийного возмещения на воинскую службу;

2) нахождение за пределами Республики Казахстан;

3) принятие наследства вкладчика и иные причины, связанные с приобретением или открытием наследства;

4) нахождение вкладчика в местах лишения свободы;

5) иные обстоятельства, установленные судом.


В какие сроки можно подать такое заявление?


1) до полного завершения ликвидационного процесса по банку (то есть до даты внесения сведений о принудительной ликвидации банка в Национальный реестр бизнес-идентификационных номеров);

2) до наступления права вкладчика на получение от ЕНПФ пенсионных выплат за счет добровольных пенсионных взносов в соответствии с Социальным кодексом (в случае, если после истечения срока выплаты невостребованная им сумма возмещения была перечислена в ЕНПФ).


Как подать заявление?


Заявление на выплату по уважительной причине необходимо заполнить по специальной форме, которую можно скачать с сайта КФГД. Вкладчику необходимо ее заполнить собственноручно и приложить к ней документы, подтверждающие наличие уважительной причины и иные документы (при наличии), определяющие право на получение возмещения. Пакет документов нужно передать лично в КФГД по одному из адресов:


·          г. Алматы, A15P5B5, ул. Сатпаева, 30/8, 3 этаж;

·          г. Астана, Z01А5АF2, ул. М. Габдуллина, 18, 1 этаж, н.п.№5.


Документы можно также отправить на почтовый адрес КФГД по этим же адресам, но тогда потребуется нотариально заверить подпись вкладчика в заявлении.


После получения от вкладчика заявления и подтверждающих документов, КФГД в течение 5 рабочих дней осуществляет выплату возмещения на банковский счет вкладчика либо отказывает ему в выплате (с разъяснением причин отказа).


На сайте КФГД можно ознакомиться с перечнем документов для получения гарантийного возмещения.


Напомним, что заявление можно подать в КФГД даже в случае, если невостребованная вкладчиком сумма гарантийного возмещения после завершения срока выплат была переведена в ЕНПФ. В таком случае, при подтверждении уважительной причины Фонд направит в ЕНПФ соответствующее уведомление, после получения которого ЕНПФ вернет переведенные средства в КФГД.


При этом отмечаем, что если в силу различных обстоятельств, влияющих на инвестиционную деятельность ЕНПФ, сумма ранее переведенных средств на пенсионный счет станет меньше, то КФГД восполнит сумму возмещения за счет средств специального резерва и выплатит вкладчику возмещение в полном объеме согласно данным реестра депозиторов.


В случае, если у вкладчика нет уважительных причин пропуска подачи заявления в установленный срок, то когда он получит средства из ЕНПФ?


В таком случае вкладчик получит деньги в порядке и сроки, предусмотренные Социальным кодекcом. Так, правом на пенсионные выплаты за счет добровольных пенсионных взносов обладают лица:


·       достигшие 50-летнего возраста;

·       лица с инвалидностью;

·       выехавшие на ПМЖ за пределы Казахстана иностранцы и лица без гражданства, если иное не предусмотрено законами и ратифицированными страной международными договорами.

 

Куда обращаться, если остались вопросы по получению возмещения после истечения срока выплаты?


 По любым вопросам, связанным с выплатой гарантийного возмещения, можно обратиться по бесплатному номеру колл-центра 1460 либо направить свои вопросы на info@kdif.kz или в Telegram-чат @kdif_ask.