КФГД - Казахстанский фонд гарантирования депозитов
В течение какого времени вкладчики могут обратиться за получением гарантийного возмещения?
В течение какого времени вкладчики могут обратиться за получением гарантийного возмещения?
Как быть вкладчику, если у его банка отозвали лицензию на проведение всех банковских операций? Естественной реакцией является поддаться панике. Однако мы напоминаем, что за сохранность Ваших депозитов отвечает Казахстанский фонд гарантирования депозитов (КФГД). За время своей деятельности КФГД успешно осуществил выплату гарантийного возмещения депозиторам 11 банков, лишенных лицензии. В данном материале мы подготовили небольшую инструкцию, где описали процесс возврата средств депозиторам.
Что подлежит гарантии КФГД?
Гарантия распространяется на все депозиты физических лиц, включая средства на текущих и карточных счетах, которые размещены во всех казахстанских банках и филиалах зарубежных банков (за исключением исламских банков и их филиалов).
В случае лишения банка лицензии КФГД выплачивает его вкладчикам возмещение исходя из суммы остатков на счетах и вкладах в данном банке, с учетом начисленного вознаграждения.
При этом максимальная сумма гарантии установлена законодательством в зависимости от вида и валюты депозита. К примеру, размер гарантии по сберегательному вкладу в тенге составляет не более 20 млн тенге. Подробнее с данной темой можно ознакомиться здесь.
Когда начинаются выплаты?
Не позднее 35 рабочих дней с даты лишения банка лицензии. Однако на практике это происходит быстрее. К примеру, по страховым случаям в 2020-2021 годах вкладчики ликвидируемых банков «Tengri Bank», «Asia Credit Bank (АзияКредит Банк)» и «Capital Bank Kazakhstan» получили доступ к своим средствам уже в течение 6-8 рабочих дней.
КФГД в обязательном порядке заранее уведомляет вкладчиков о начале выплаты. Так, в соответствии с законодательством, не позднее 30 рабочих дней с даты лишения банка лицензии КФГД размещает в официальных печатных изданиях объявление о дате начала выплаты с указанием банков-агентов, периоде и местах выплаты. Одновременно соответствующий пресс-релиз публикуется на сайте КФГД, Агентства по регулированию и развитию финансового рынка и банков-агента. Информация также транслируется в новостях на телевидении, появляется в интернете и в социальных сетях.
Не позднее 5 рабочих дней после объявления КФГД и банки-агенты начинают прием заявлений и выплату денег.
В течение какого времени вкладчики могут обратиться за выплатой гарантийного возмещения?
Вкладчик может подать заявление в течение 1 года с даты начала выплаты в КФГД или банк-агент. Срок рассмотрения заявления составляет не более 5 рабочих дней со дня подачи заявления и необходимых подтверждающих документов.
Отмечаем, что об окончании срока выплат КФГД оповестит вкладчиков через официальные коммуникации в СМИ и на своем сайте, и в социальных сетях за полгода и за 30 дней до истечения срока выплаты.
Что произойдет, если вкладчик пропустил срок выплат?
По завершении срока выплат КФГД осуществляет перевод невостребованных вкладчиками сумм на их индивидуальные пенсионные счета в Едином накопительном пенсионном фонде. Этот процесс происходит по результатам сверки данных по вкладчикам.
Вместе с тем, вкладчик может обратиться в КФГД с заявлением о выплате гарантии, если он пропустил срок выплаты по «уважительной причине». Такое обращение возможно даже в случае перечисления средств вкладчика в ЕНПФ.
Законодательством установлен следующий перечень уважительных причин:
- поступление на воинскую службу;
- нахождение за пределами Республики Казахстан;
- оформление принятия наследства и иные причины, связанные с приобретением или открытием наследства;
- нахождение в местах лишения свободы;
- иные обстоятельства, установленные судом.
Любая из вышеперечисленных причин должна быть подтверждена соответствующими документами.
- до окончательной ликвидации банка;
- до наступления права депозитора на получение от ЕНПФ пенсионных выплат за счет добровольных пенсионных взносов в соответствии с законодательством о пенсионном обеспечении.
Здесь можно прочитать подробнее о порядке подачи заявления на выплату по «уважительной причине».
В заключение, напоминаем, что подробнее о гарантии по депозитам и порядке выплаты гарантийного возмещения можно узнать на сайте КФГД www.kdif.kz, набрав бесплатный короткий номер 1460, либо направив запрос по электронной почте info@kdif.kz или в Telegram-чате @kdif_ask.