Узнайте сумму гарантии при открытии депозита
Как вы знаете, в соответствии с требованиями законодательства банки второго уровня информируют своих клиентов об участии в системе гарантирования депозитов, а также при заключении договора банковского счета/ вклада уведомляют о сроках и порядке выплаты гарантийного возмещения посредством установленной Казахстанским фондом гарантирования депозитов формы. Ознакомиться с ней можно на сайте.
При этом широкая линейка продуктов на депозитном рынке зачастую приводит к отсутствию понимания у вкладчиков их существенных условий, которые влияют на определение вида депозита и соответствующей ему суммы гарантии, выплачиваемой при лишении банка лицензии.
Так, по инициативе КФГД в целях защиты интересов вкладчиков, а также повышения уровня финансовой грамотности среди населения, Фондом совместно с банками проведена большая работа по совершенствованию порядка уведомления клиентов.
С 1 июля 2023 года в форме уведомления КФГД, представляемой банком при заключении договора банковского счета/вклада, вы сможете узнать об особенностях расчета суммы возмещения в случае лишения банка лицензии, при:
· наличии нескольких депозитов в одном банке;
· наличии депозитов в иностранной валюте;
· проведении зачета суммы вашей задолженности перед банком (если вы одновременно являетесь заемщиком этого банка).
Причем эту информацию вкладчик получает вне зависимости от того, каким способом он заключает договор – онлайн на сайте или в мобильном приложении банка либо в его отделении. Некоторые банки прописывают эти сведения в общих условиях договора на своем сайте.
Также обратите внимание, что обновленная форма уведомления содержит отсылку на отдельный документ (подписывается при заключении договора), в котором в обязательном порядке отображается информация о ключевых условиях конкретного банковского продукта: вид, валюта, условия полного/частичного досрочного изъятия средств и максимальная сумма гарантии.
К примеру, если в отделении банка клиентом открывается срочный вклад в тенге, то в заявлении или ином документе, который вкладчик подписывает на этапе заключения банковского договора, будет отображено, что депозит:
- является срочным;
- размещен в тенге;
- доступен к досрочному изъятию в течение 7 дней со дня требования вкладчика;
- покрыт гарантией КФГД в пределах 10 миллионов тенге.
В случае открытия такого вклада в иностранной валюте в документе, помимо вида, валюты и условий изъятия, будет указана максимальная сумма гарантии в 5 миллионов тенге.
А в случае открытия, к примеру, сберегательного вклада в тенге – помимо основных условий, банк уведомит, что максимальная сумма гарантии составит 20 миллионов тенге.
Указанная информация распространяется на все продукты банка-участника системы гарантирования депозитов для физических лиц и индивидуальных предпринимателей. То есть как на вклады, так и на денежные средства клиентов, размещенные на текущих счетах и платежных карточках в тенге и иностранной валюте.
Таким образом, в результате совместной работы Фонда и банков теперь вкладчику доступна вся важная информация о банковском счете/вкладе и механизме его гарантирования еще до подписания банковского договора. Внимательное ее изучение поможет понять уровень покрытия средств вкладчика гарантией КФГД при лишении банка лицензии, и, в случае превышения лимитов гарантии, своевременно диверсифицировать средства, разместив их в нескольких банках в пределах установленных законодательством максимальных размеров.
На текущий момент 13 банков второго уровня реализовали данный функционал[1], 5 банков находятся на завершающей стадии реализации.
Напоминаем о том, что депозиты казахстанских вкладчиков автоматически находятся под защитой КФГД с момента заключения договора банковского вклада и (или) банковского счета в банках-участниках системы гарантирования депозитов (все казахстанские банки, осуществляющие прием депозитов, открытие и ведение банковских счетов физических лиц, за исключением исламских банков).
Дополнительно вкладчики всегда могут воспользоваться калькулятором на сайте КФГД, с помощью которого можно легко рассчитать гарантируемую сумму по вкладу/счету, учитывая начисленные проценты, вид и валюту вклада, курс обмена валюты и наличие кредитов в банке.
С более подробной информацией о том, как работает гарантия депозитов, размещенных в банках второго уровня, можно ознакомиться на сайте КФГД kdif.kz, либо направить вопросы на почту info@kdif.kz или обратиться в call-центр КФГД по номеру 1460 (звонок бесплатный).
[1] за исключением АО «Сити банк Казахстан», не обслуживающего физических лиц