Могут ли вкладчики ликвидируемых банков получить возмещение, если пропустили срок выплаты?

Могут ли вкладчики ликвидируемых банков получить возмещение, если пропустили срок выплаты?

1 мая и 3 июля 2022 года завершились сроки выплаты гарантийного возмещения вкладчикам 9 ликвидируемых в Казахстане банков (АО «Казинвестбанк», АО «Валют-Транзит Банк», АО «Delta Bank», АО «Qazaq Banki», АО «Эксимбанк Казахстан», АО «Банк Астаны», АО «Tengri Bank», АО «AsiaCredit Bank (АзияКредит Банк)» и АО «Capital Bank Kazakhstan»). Суммы возмещения граждан, которые не обратились в течение срока выплаты, были перечислены в ЕНПФ на их индивидуальные пенсионные счета в качестве добровольного пенсионного взноса. При этом вкладчики, которые пропустили срок выплаты по уважительной причине, все еще могут обратиться за возмещением. В Казахстанском фонде гарантирования депозитов (КФГД) рассказали, как это сделать и ответили на самые популярные вопросы про уважительные причины.


Кто имеет право на выплату возмещения по уважительной причине?


  • вкладчики банков, лишенных лицензии на проведение всех банковских операций;

  • иные правообладатели (заявители) – законные представители вкладчиков, наследники и другие лица, обладающим правом на получение возмещения.

 

Что входит в перечень уважительных причин в соответствии с Законом Республики Казахстан «Об обязательном гарантировании депозитов, размещенных в банках второго уровня Республики Казахстан»?


  • поступление на воинскую службу;

  • нахождение за пределами Республики Казахстан;
  • принятие наследства вкладчика и иные причины, связанные с приобретением или открытием наследства;
  • нахождение в местах лишения свободы;
  • иные обстоятельства, установленные судом.

 

Какими документами можно подтвердить наличие уважительной причины?


в случае поступления на воинскую службу – документы воинского учета или сведения о подтверждении прохождения воинской службы, предоставленные органами военного управления Министерства обороны Республики Казахстан;

в случае нахождения за пределами Республики Казахстан – паспорт с отметкой о пересечении границы и (или) иные документы, подтверждающие факт нахождения за пределами страны;

в случае если заявитель в период срока выплат принимал наследство вкладчика или у него были иные причины, связанные с приобретением или открытием наследства – свидетельство о смерти вкладчика, свидетельство о праве на наследство по закону/завещанию и (или) иные документы, подтверждающие приобретение или открытие наследства, в том числе судебные акты;

в случае нахождения в местах лишения свободы – приговор суда, вступивший в законную силу и документ об отбытии наказания в месте лишения свободы или об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания.

при иных обстоятельствах, которые были установлены судом –решение суда, устанавливающее обстоятельство, которое препятствовало подаче заявления в течение срока выплаты возмещения. То есть вкладчик должен обратиться в суд в порядке гражданского судопроизводства с требованием установить факт того, что имелось обстоятельство, которое препятствовало подаче заявления на получение гарантийного возмещения в течение всего срока выплаты.

На что необходимо обратить внимание при подготовке документов, подтверждающих наличие уважительных причин?

 

Документы должны подтвердить наличие обстоятельства, препятствовавшего подаче заявления на получение гарантийного возмещения в течение всего срока выплаты. То есть, уважительная причина должна возникнуть не позднее даты начала выплаты, при этом дата завершения уважительной причины не должна быть раньше даты завершения выплаты гарантийного возмещения.

 

Как правильно подать заявление?


Форма заявления размещена на сайте КФГД. Вкладчик должен распечатать и собственноручно заполнить форму, приложив документы, подтверждающие наличие уважительной причины и иные документы, при их наличии, подтверждающие право на получение возмещения (например, при обращении наследника). Пакет документов необходимо передать лично в КФГД по одному из адресов:


  • г. Алматы, ул. Сатпаева, 30/8, 4 этаж;

  • г. Нур-Султан, ул. Иманова 11.

 

Также документы можно отправить на почтовый адрес КФГД (г. Алматы, ул. Сатпаева, 30/8, 4 этаж). В данном случае требуется обязательное нотариальное удостоверение подписи вкладчика на заявлении.

 

Рассмотрим несколько примеров:


Первый пример: Вкладчик ликвидируемого Банка 1 в течение всего периода (срока) выплаты гарантийного возмещения, то есть с 1 мая 2021 года по 1 мая 2022 года находился за пределами РК (к примеру, в США).

В этом случае, вкладчик вправе получить возмещение после истечения срока выплаты, поскольку имелось обстоятельство, которое препятствовало подаче заявления в период с 1 мая 2021 года по 1 мая 2022 года. К заявлению вкладчику необходимо приложить копию паспорта и (или) иные документы, подтверждающие факт нахождения за пределами Казахстана. В случае если документы направляются в КФГД на его почтовый адрес, подпись на заявлении подлежит нотариальному удостоверению.

 

Второй пример: 25 сентября 2021 года выдано свидетельство о смерти вкладчика ликвидируемого Банка 2, а наследник за получением гарантийного возмещения обратился в КФГД 10 июля 2022 года. По банку, например, срок выплаты гарантийного возмещения был завершен 2 мая 2022 года.

Согласно статье 1072-2 Гражданского кодекса Республики Казахстан, наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства. В рассматриваемом случае, с 25 сентября 2021 года по 25 марта 2022 года. Принятие наследства завершилось до окончания срока выплаты – 1 мая 2022 года, то есть в период, когда еще осуществлялась выплата гарантийного возмещения вкладчикам. Соответственно, наследник имел возможность обратиться за получением гарантийного возмещения до 1 мая 2022 года (включительно) с приложением свидетельства о праве на наследство. Таким образом, в рассматриваемом случае принятие наследства не препятствовало подаче заявления на получение гарантийного возмещения и не может рассматриваться в качестве уважительной причины.


Если вкладчику отказали в выплате возмещения по уважительной причине после истечения срока выплаты из-за неправильно оформленного заявления или недостаточности документов, подтверждающих наличие уважительной причины, может ли он повторно подать заявление?


Да, при наличии всех надлежаще оформленных документов, подтверждающих обстоятельство, препятствовавшее подаче заявления в течение всего срока выплаты возмещения, вкладчик вправе повторно подать заявление на выплату гарантийного возмещения.

Сколько дней рассматривается заявление и как переводят средства?


КФГД рассматривает заявление в течение 5 рабочих дней со дня его поступления. За это время КФГД выплачивает сумму гарантийного возмещения либо отказывает вкладчику в выплате. Средства переводят вкладчику на его банковский счет, указанный в заявлении.

 

В течение какого периода вкладчик может подавать заявление на выплату по уважительной причине?

 

  • до момента, пока по банку не завершится весь ликвидационный процесс;

  • до момента, пока вкладчик не реализовал свое право на пенсионные выплаты за счет добровольных пенсионных взносов, в случае если после истечения срока выплаты невостребованная им сумма возмещения была перечислена в ЕНПФ.

 

В каких случаях КФГД перечисляет невостребованную сумму возмещения в ЕНПФ?


Данный процесс осуществляется если:


  • данные вкладчика (ИИН, ФИО) соответствуют сведениям, имеющимся в базе ЕНПФ. Также вкладчику необходимо иметь действующий документ, удостоверяющий личность.

  • у депозитора есть в ЕНПФ индивидуальный пенсионный счет с пенсионными накоплениями за счет обязательных пенсионных взносов и (или) обязательных профессиональных пенсионных взносов и (или) добровольных пенсионных взносов.

 

Если невостребованная сумма гарантийного возмещения была перечислена в ЕНПФ, будет ли начисляться на нее инвестиционный доход, и будет ли она облагаться налогом как другие пенсионные накопления?


Да, инвестиционный доход начисляется на невостребованную сумму вкладчиком. При этом невостребованная сумма гарантийного возмещения признается добровольным пенсионным взносом вкладчика и освобождается от налогообложения (за исключением начисленного инвестиционного дохода).

Если невостребованную сумму вкладчика перечислили на его счет в ЕНПФ, и на нее был начислен инвестиционный доход, при этом вкладчик обратился в КФГД за получением возмещения по уважительной причине, какую сумму получит вкладчик из КФГД?


Вкладчику будет выплачена только сумма гарантийного возмещения согласно данным реестра депозиторов, без инвестиционного дохода.


В случае если у вкладчика нет уважительной причины для того, чтобы обратиться за получением гарантийного возмещения после завершения срока выплат, но его деньги были перечислены в ЕНПФ, когда вкладчик сможет получить деньги из ЕНПФ?


В указанном случае, вкладчик получит деньги в порядке и сроки, предусмотренные законодательством Республики Казахстан о пенсионном обеспечении. Так, правом на пенсионные выплаты из ЕНПФ за счет добровольных пенсионных взносов обладают следующие лица:


  • достигшие 50-летнего возраста;

  • лица с инвалидностью;
  • выезжающие или выехавшие на ПМЖ за пределы Казахстана иностранцы и лица без гражданства, представившие документы, определенные законодательством РК, подтверждающие намерение или факт выезда;
  • имеющие пенсионные накопления в пределах сумм добровольных пенсионных взносов и начисленного на них инвестиционного дохода, не менее пяти лет.

Вся информация о системе гарантирования депозитов размещена на официальном сайте КФГД: www.kdif.kz и страницах социальных сетей Instagram и Facebook. Свои вопросы также можно направить на почту info@kdif.kz или задать в Telegram-чат @kdif_ask.