Что делать, если мой банк лишился лицензии?
Лишение лицензии банка, которому вы доверили свои средства, может вызвать серьезные опасения и тревогу. Однако вы должны помнить, что ваши средства находятся в безопасности и вы можете рассчитывать на получение от КФГД гарантийного возмещения по своим вкладам в пределах сумм, установленных законодательством.
Рассмотрим ключевые моменты, с которыми сталкиваются вкладчики в подобной ситуации, а также предоставим практические советы о том, как действовать в таких обстоятельствах.
Уведомление о начале выплаты
В случае лишения вашего банка лицензии КФГД в течение 30 рабочих дней заранее уведомляет вкладчиков о дате начала выплаты, о банке-агенте, осуществляющем выплату от имени КФГД, периоде и местах выплаты. Эта информация размещается в официальных печатных изданиях Казахстана, интернет-ресурсах КФГД, регулятора финансового рынка (АРРФР) и банка-агента. Информация также транслируется через СМИ на телевидении и в социальных сетях.
Прием заявлений начинается не позднее 5 рабочих дней после объявления КФГД.
То есть, законодательно установленный срок на организацию выплаты возмещения после лишения банка лицензии – 35 рабочих дней. На практике КФГД начинает выплаты гораздо раньше. Например, по страховым случаям в 2020-2021 годах вкладчики лишенных лицензий банков получили доступ к своим деньгам уже через 6-8 рабочих дней.
Как получить возмещение?
Для того, чтобы получить гарантийное возмещение вкладчику достаточно подать в КФГД, в том числе через выбранный им банк-агент, заявление установленной формы (оно размещено на сайте, его также выдают в банке-агенте) и предъявить документ, удостоверяющий личность.
Если вкладчик в силу каких-либо жизненных обстоятельств не имеет возможности лично обратиться с заявлением, то за возмещением вправе обратиться:
· представители вкладчика по доверенности;
· наследники вкладчика;
· иные лица, обладающие правом на получение гарантийного возмещения (например, по решению суда).
В подобных случаях представителям (заявителям) необходимо представить дополнительные документы, подтверждающие их право на получение гарантийного возмещения от имени вкладчика. Например:
при обращении наследника вкладчика – к заявлению необходимо приложить в качестве подтверждающих документов оригинал или нотариально засвидетельствованные копии документов, подтверждающих право на наследство (свидетельство о праве на наследство) и документ, подтверждающий личность наследника;
при обращении по доверенности – требуется представление нотариально удостоверенной доверенности и документа, удостоверяющего личность представителя (заявителя). Подробнее о порядке обращения вместо вкладчика читайте по ссылке.
Срок для обращения
Вкладчики или их представители вправе подать заявление на выплату в течение 1 года с даты начала выплаты. Срок рассмотрения заявления вкладчика составляет не более 5 рабочих дней.
Если пропустил срок выплаты
Если вкладчик не обратился за выплатой в установленный срок, то невостребованная им сумма будет перечислена на его пенсионный счет в ЕНПФ. Каких-либо действий со стороны вкладчика для этого не требуется. Средства перечисляются в течение 30 календарных дней после завершения срока выплаты по итогам сверки данных вкладчика с ЕНПФ, при условии:
соответствия персональных данных вкладчика, содержащихся в реестре депозиторов ликвидируемого банка, персональным данным вкладчика, содержащимся в единой системе регистрации и хранения информации о физических лицах;
наличия действующего документа, удостоверяющего личность вкладчика;
наличия у вкладчика в ЕНПФ пенсионного счета с накоплениями.
При этом переведенные средства освобождаются от налогообложения. И в последующем на них начисляется инвестиционный доход.
Уважительные причины
Если у вкладчика были уважительные причины пропуска срока выплат, то он вправе обратиться за выплатой непосредственно в КФГД. Перечень таких причин установлен Законом о гарантировании депозитов и включает в себя:
· поступление на воинскую службу;
· нахождение за пределами Республики Казахстан;
· оформление принятия наследства и иные причины, связанные с приобретением или открытием наследства;
· нахождение в местах лишения свободы;
· иные обстоятельства, установленные судом.
Для того, чтобы получить возмещение вкладчику необходимо собственноручно заполнить заявление по установленной форме и приложить к нему документы, подтверждающие наличие одной из вышеуказанных причин пропуска установленного срока выплат.
У КФГД на рассмотрение такого обращения предусмотрено 5 рабочих дней, в течение которых производится выплата гарантии на банковский счет вкладчика или заявителю отказывают в выплате с мотивированным разъяснением причины отказа (то есть с описанием: где были допущены ошибки, какие документы нужно донести и др.).
Напомним, что обратиться за выплатой по уважительной причине могут и те вкладчики, чьи средства были ранее перечислены в ЕНПФ. В таких случаях КФГД направит в ЕНПФ соответствующее уведомление, после получения которого ЕНПФ вернет ранее переведенные средства в КФГД. Срок выплаты гарантии вкладчику в данном случае не меняется – 5 рабочих дней со дня подачи заявления и подтверждающих документов.
Заявления на выплату по уважительной причине принимаются КФГД:
· до полного завершения ликвидационного процесса по банку, либо
· до наступления права вкладчика на получение от ЕНПФ пенсионных выплат в соответствии с Социальным кодексом (в случае перечисления средств на пенсионный счет вкладчика).
Подробнее с информацией о порядке обращения после истечения срока выплаты можно ознакомиться здесь.
В заключение хотим еще раз подчеркнуть: вкладчикам казахстанских банков-участников системы гарантирования депозитов нет причин для волнения по поводу возврата своих средств при лишении банка лицензии.
КФГД в обязательном порядке проводит работу по информированию населения обо всех процедурах выплаты гарантии на каждом этапе: до даты начала, в течение срока выплат, до и после завершения выплат.
Ознакомиться с более подробной информацией о гарантии по депозитам и процедуре выплаты гарантийного возмещения при лишении банка лицензии вы можете на веб-сайте КФГД (www.kdif.kz) или связаться с нами через бесплатный номер 1460, а также отправить запрос на электронную почту info@kdif.kz или обратиться в Telegram-чат @kdif_ask.