г. Алматы, A15P5B5, ул. Сатпаева, 30/8, 4 этаж

г. Астана, Z01А5АF2, ул. Малика Габдуллина, 18, офис №5

Тел: +7 (727) 312-24-49

г. Алматы, A15P5B5, ул. Сатпаева, 30/8, 4 этаж

г. Астана, Z01А5АF2, ул. Малика Габдуллина, 18, офис №5

Тел: +7 (727) 312-24-49

Что делать, если банк лишился лицензии? Важное о порядке получения гарантии

Финансовая стабильность – один из ключевых аспектов в жизни каждого человека. Лишение банка лицензии – событие довольно редкое, но весьма серьезное. Давайте рассмотрим, что делать, если оно все же произошло, как обеспечивается порядок получения гарантийных выплат и как Казахстанский фонд гарантирования депозитов (КФГД) защищает интересы вкладчиков-физических лиц, а также субъектов индивидуального предпринимательства.


КФГД осуществляет депозиторам банка, лишенного лицензии, возврат средств, размещенных на счетах, платежных карточках и вкладах, в пределах максимальных размеров, установленных законодательством, в зависимости от вида и валюты депозита.


О дате начала выплаты, в том числе с указанием банка-агента, осуществляющего выплаты возмещения от имени КФГД, периоде и местах выплаты КФГД уведомляет депозиторов заранее (не позднее 30 рабочих дней с даты лишения банка лицензии) путем размещения объявления в официальных печатных изданиях, а также на сайте КФГД, Агентства по регулированию и развитию финансового рынка и банка-агента. Данная информация также освещается в новостях на телевидении, в интернете и социальных сетях.


Прием заявлений на выплату возмещения начинается не позднее 5 рабочих дней после объявления КФГД.


Для получения возмещения вкладчику необходимо заполнить заявление установленной формы и предъявить документ, удостоверяющий его личность.


Если вкладчик в силу каких-либо обстоятельств не имеет возможности лично обратиться с заявлением, то за возмещением вправе обратиться иные лица, а именно:


  • представители вкладчика по доверенности;
  •  законные представители вкладчика (родитель, усыновитель, опекун, попечитель);
  •  наследники вкладчиков;
  •  иные лица, обладающие правом на получение гарантийного возмещения (например, по решению суда).

В таких случаях, представителям (заявителям) необходимо представить дополнительные документы, устанавливающие их право на получение гарантийного возмещения.


Срок рассмотрения заявления составляет не более 5 рабочих дней.


Прием заявлений завершается по истечении 1 года с даты начала выплат. Об окончании срока выплат КФГД оповестит вкладчиков за полгода и 30 дней до истечения указанного срока.


Важно помнить, что если вкладчик не обратился за выплатой в установленный срок (в течение 1 года), то невостребованная им сумма в течение 30 календарных дней после завершения срока выплаты будет перечислена на его пенсионный счет в ЕНПФ. Перевод средств осуществляется по итогам сверки данных вкладчика между КФГД и ЕНПФ согласно условиям, предусмотренным Законом о гарантировании депозитов. При этом каких-либо действий со стороны вкладчика для перевода средств в ЕНПФ не требуется.


Кроме того, переведенные средства признаются добровольным пенсионным взносом и освобождаются от налогообложения. В последующем на них начисляется инвестиционный доход.


Но если установленный срок на выплату гарантии вкладчиком пропущен по уважительной причине, то он вправе обратиться за выплатой непосредственно в КФГД. Перечень уважительных причин установлен Законом о гарантировании депозитов и к ним относятся:


  •  поступление на воинскую службу;
  •  нахождение за пределами Республики Казахстан;
  •  оформление принятия наследства и иные причины, связанные с приобретением или открытием наследства;
  •  нахождение в местах лишения свободы;
  •  иные обстоятельства, установленные судом.

Для получения гарантии после завершения срока выплаты вкладчику необходимо собственноручно заполнить заявление по форме (возможно скачать с сайта КФГД), а также приложить к нему документы, подтверждающие наличие уважительной причины и иные документы (при наличии), определяющие право на получение гарантии. После получения указанных документов КФГД в течение 5 рабочих дней осуществляет выплату гарантии на банковский счет вкладчика, указанный в его заявлении, либо отказывает ему в выплате с разъяснением причин отказа.


Такое обращение возможно даже если средства вкладчика были перечислены в ЕНПФ: при подтверждении наличия уважительной причины КФГД направит в ЕНПФ соответствующее уведомление, после получения которого ЕНПФ вернет ранее переведенные средства в КФГД. При этом срок выплаты гарантии вкладчику остается неизменным – 5 рабочих дней со дня подачи заявления и подтверждающих документов.


Следует отметить, что заявления по уважительной причине принимаются КФГД:

  •  до полного завершения ликвидационного процесса по банку, либо
  •  до наступления права вкладчика на получение от ЕНПФ пенсионных выплат в соответствии с Социальным кодексом (в случае перечисления средств на пенсионный счет вкладчика).

В завершение хотелось бы еще раз напомнить, что вкладчикам банков-участников системы гарантирования депозитов не стоит беспокоиться о возврате своих средств при наступлении страхового случая. КФГД в обязательном порядке проинформирует население о порядке выплаты гарантийного возмещения, периоде и местах выплаты, а также о способах обращения с разъяснением требований к документам при каждом страховом случае и на каждом этапе выплат: до даты начала, в течение срока выплат, до и после завершения выплат, а также о переводе невостребованных сумм в ЕНПФ.


С более подробной информацией о порядке выплаты гарантийного возмещения при лишении банка лицензии можно ознакомиться на веб-сайте КФГД (www.kdif.kz) или позвонить по номеру 1460 (звонок бесплатный), а также направить запрос на электронную почту info@kdif.kz либо обратиться в Telegram-чат @kdif_ask.