Система гарантирования депозитов – часть системы по обеспечению финансовой стабильности
Роль организации по страхованию депозитов в обеспечении финансовой стабильности была подчеркнута в период Мирового финансового кризиса. Осенью 2008 года международные кредитные рынки, в частности краткосрочные рынки, были практически заморожены. Многим банкам и банковским холдингам было сложно пролонгировать/рефинансировать долги по разумной ставке. С ухудшением ситуации во многих странах мира, министры финансов стран Большой семерки объявили план по поддержанию ликвидности, усилению капитала и сохранению рыночной стабильности. В результате, многие развитые страны прибегли к расширению гарантии по депозитам .
На протяжении многих лет до кризиса 2008 года во всем мире считалось, что размер гарантии по депозитам должен находиться в пределах 1-2 ВВП на душу населения. Размер гарантии ниже одного ВВП на душу населения считался недостаточным. Считалось, что при таком уровне гарантии потери вкладчиков при ликвидации банка были бы слишком высоки, поэтому вкладчики чувствуют себя незащищенными, несмотря на наличие гарантии. Размер гарантии свыше двух ВВП на душу населения, напротив, считался слишком щедрым. Считалось, что это может спровоцировать риск недобросовестности (moral hazard), то есть более рисковое поведение менеджеров банка при андеррайтинге кредитов.
Осенью 2008 года во многих странах размеры гарантии по депозитам были повышены вне зависимости от ВВП. Эти меры оказались успешными и оправданными. Повышение гарантии не только не спровоцировало более рискового поведения, но и остановило дальнейшее развертывание кризиса и крах банков, а также стабилизировало банковскую систему в целом . Таким образом, концепция двукратного отношения размера гарантии к ВВП на душу населения внезапно устарела. Так, в европейских странах лимит гарантии был повышен до 4,8, а в США – до 5,6 ВВП на душу населения. В Азии гарантия выросла примерно до 26 ВВП на душу населения. Общий рост размера гарантии в разных странах варьировался от 75 до 400 процентов . В некоторых странах, например, в Австрии, Дании, Германии, Венгрии, Исландии, Ирландии, Сингапуре, Словакии, Словении, была введена временная безлимитная гарантия по депозитам. В других странах, например, в Австралии, Новой Зеландии, гарантия по депозитам и вовсе отсутствовала до кризиса 2008 года . В Казахстане в 2008 году также был повышен размер гарантии по депозитам населения с 700 тысяч тенге до 5 миллионов тенге.
На международном уровне организации по страхованию депозитов присоединились к системе обеспечения финансовой стабильности. Помимо увеличения лимита гарантии расширение роли системы гарантирования депозитов в обеспечении финансовой стабильности включало совершенствование процесса выплат, увеличение уровня осведомленности населения о гарантии по депозитам, расширение обмена информацией и координации с другими участниками системы обеспечения финансовой стабильности. Вследствие кризиса 2008 года, мандаты организаций по страхованию депозитов претерпели изменения. Многие страховщики депозитов вышли за рамки pay box (выплата гарантийного возмещения по депозитам) и приняли на себя обязанности по ликвидации, надзору или резолюции проблемных банков. Согласно опросу IADI 2018 года, 31% организаций по страхованию депозитов во всем мире (из 135 опрошенных) наделены мандатом «pay box», 40% - мандатом «pay box plus» (выплата гарантий с некоторыми дополнительными функциями), оставшиеся – мандатом по минимизации убытков или риска, что включает в себя оценку рисков и резолюцию проблемных банков.
На сегодняшний день организация по страхованию депозитов является неотъемлемой частью системы обеспечения финансовой стабильности. Функции обеспечения финансовой стабильности могут быть сосредоточены в одном учреждении или распределены между несколькими агентствами. Согласно IADI , обычно в систему обеспечения финансовой стабильности входят Центральный банк, орган надзора за банками, орган по урегулированию (резолюции) банков, организация по страхованию депозитов, Министерство финансов/Казначейство. Мандат организации по страхованию депозитов определяет ее роль в обеспечении финансовой стабильности. Например, Федеральная корпорация по страхованию депозитов США (FDIC) обладает мандатом risk-minimizer и вобрала в себя функции по надзору, урегулированию, ликвидации банков и выплате гарантийного возмещения. В ЕС, в рамках Банковского союза, эти функции распределены между Единым механизмом надзора, Единым механизмом резолюции и Европейской системой страхования депозитов. Казахстанский фонд гарантирования депозитов (далее – КФГД) функционирует в рамках мандата pay box plus, т.е. в полномочия КФГД входит выплата возмещения в пределах гарантированной суммы вкладчикам принудительно ликвидированных банков из числа физических лиц.
Стабильность банковской системы зависит от всех ее участников. Роль системы гарантирования депозитов в обеспечении финансовой стабильности заключается в поддержании доверия населения к банковской системе. Система гарантирования депозитов обеспечивает уверенность вкладчиков в том, что их средства находятся под защитой и не пропадут в случае, если банк будет лишен лицензии. Существование эффективной системы гарантирования депозитов означает, что вкладчики с меньшей вероятностью будут поддаваться панике и массово изымать свои средства из банка при появлении любой неподтвержденной негативной информации о его деятельности.
С момента своего создания КФГД осуществил выплаты вкладчикам восьми ликвидированных банков, по части из них выплаты еще продолжаются (в т.ч. АО «Банк Астаны», АО «Эксимбанк Казахстан», АО «Qazaq Banki»). По состоянию на 17 мая 2019 года, Фонд выплатил гарантийное возмещение 122,2 тысячам вкладчиков на общую сумму свыше 75,7 млрд. тенге, или 97,5% от общей суммы, подлежащей к выплате. Все вышеуказанные вкладчики могли не вернуть свои сбережения при отсутствии системы гарантирования депозитов в Казахстане, что могло дестабилизировать не только финансовую систему, но и экономическую ситуацию в стране в целом.
Объективно, система гарантирования депозитов призвана, в первую очередь, защищать интересы той части населения, которая не обладает достаточными знаниями и навыками в области финансов, и не может достоверно оценить риски при размещении своих сбережений в банке. Мировой опыт показывает, что не существует единого эталонного размера гарантии по депозитам. IADI рекомендует устанавливать гарантию на таком уровне, который позволит защитить максимальное количество вкладчиков, сохраняя при этом существенный объем депозитов свыше размера гарантии. Повышение размера гарантии в ЕС и США в 2008 году означало для этих стран, что 98% и 99,8% вкладчиков, соответственно, и 60% и 78% от объема депозитов, соответственно, попадали под гарантию в полном объеме . Согласно опросу IADI 2018 года, в полном объеме под гарантию попадают 97% счетов в Канаде, 91,5% счетов в Индии, 98,6% счетов в Японии, 99,9% счетов в Мексике, 99,7% счетов в России и 99% счетов в США.
Гарантия КФГД распространяется на 100% счетов физических лиц. 99,8% из них гарантируется в полном объеме, то есть сумма на этих счетах не превышает максимальный размер гарантии КФГД. Проблема асимметрии информации, а именно риска недобросовестности, адресуется дифференцированным подходом к расчету обязательных календарных взносов банков в КФГД. Дифференцированный подход дисциплинирует банки и стимулирует банки вести менее рисковую деятельность. Размер ставки взноса зависит от оценки КФГД финансового состояния и риск-профиля банка. Менее устойчивое финансовое положение банка предполагает более высокую ставку взноса. Более устойчивые банки платят взносы по меньшей ставке.
Отношение накопленных взносов банка к сумме возможных будущих обязательств КФГД по выплате гарантийного возмещения клиентам этого банка по группе банков с устойчивым финансовым положением составляет в среднем 7,53%, для менее устойчивых банков этот показатель равняется 9,56%. Максимальный размер ставки взноса может достигать 2% в год от объема депозитной базы физических лиц. Для сравнения, по данным на 2018 год, в Украине максимальный размер взносов банков-участников в год составлял 0,5% от депозитной базы по депозитам в национальной валюте и 0,8% - по депозитам в иностранной валюте, в Армении – 0,6%, а в таких странах Европейского Союза, как Эстония, Венгрия и Польша, максимальный годовой размер взносов может достигать 0,1%, 0,3% и 0,7%, соответственно, от покрываемой депозитной базы.
Кроме того, риск недобросовестности адресуется сохранением существенной доли депозитов, не попадающих в полном размере под гарантию. Вкладчики, размещающие депозиты в объеме, превышающем максимальный размер гарантии, принимают на себя все сопутствующие риски. По сути, эти вкладчики должны дисциплинировать банки, так как, учитывая лишь частичную гарантийную защищенность своих депозитов, они должны выбирать банк, оценивая его риск-профиль и степень финансовой устойчивости, а также производить мониторинг финансового состояния банка после размещения в нем депозита.
Осуществимость подобной оценки зависит от двух условий. Во-первых, вкладчику нужно обладать хотя бы базовыми знаниями и навыками в сфере финансов. Во-вторых, необходимым условием наличия эффективной рыночной дисциплины является широкое раскрытие информации со стороны банков. При доступности изложенной в понятной форме информации о финансовом состоянии и риск-профиле банка вкладчики, также как и другие заинтересованные лица (кредиторы, акционеры), могут дисциплинировать банки, требуя более высокую доходность в качестве компенсации за повышенный риск или изымая свои средства из рисковых банков. В отсутствии раскрытия информации вкладчики Казахстана прибегают к другому способу рыночной дисциплины – отдают предпочтение депозитам со свободными условиями досрочного изъятия средств. Этим, отчасти, объясняется популярность несрочных депозитов среди населения Казахстана - 97% от всего объема депозитов физических лиц в тенге размещены на несрочных депозитах. Увеличение числа финансово грамотных вкладчиков и расширение раскрытия банками информации окажут положительный эффект на стабильность финансовой системы, позволяя распределять больший объем средств населения в пользу устойчивых банков и формировать стабильную базу фондирования этих банков.
В отсутствии должного раскрытия банками информации многие участники рынка ориентируются на международные кредитные рейтинги. Однако качество кредитных рейтингов зависит от рыночных условий и снижается по мере увеличения доли неинформированных инвесторов (в т.ч. вкладчиков), а также по мере ухудшения качества активов банковской системы .
На международном уровне проблема недостаточности раскрытия информации была адресована Базельским комитетом по банковскому надзору путем разработки расширенных требований по раскрытию информации - Pillar 3. В этом документе говорится, что раскрытие банками информации об индикаторах риска участникам рынка - это фундаментальный принцип устойчивости банковской системы. Раскрытие информации снижает асимметрию информации и помогает обеспечивать сравнимость риск-профилей банков. Pillar 3 уже внедрен или находится на стадии внедрения во многих странах мира.
Отсутствие гарантии по депозитам населения повышает чувствительность банков к внешним шокам и их подверженность репутационным рискам, повышает риски ликвидности и платежеспособности банков в случае массового изъятия депозитов, а также увеличивает издержки банковского сектора за счет более высокой премии за риск по депозитам населения. Кроме того, отсутствие гарантии по депозитам снижает восприятие устойчивости банковской системы, а, следовательно, и всей финансовой системы не только в глазах внутренних, но и международных инвесторов. Например, по методике расчета кредитного рейтинга банков международного рейтингового агентства Moody’s, наличие гарантии по депозитам учитывается при оценке ликвидности банка, а также рассматривается в качестве одного из видов поддержки банка. Так, согласно Moody’s, отсутствие гарантии (при прочих равных условиях) однозначно снижает стабильность депозитной базы, увеличивает потребность банков в ликвидности для защиты от массовых изъятий и, следовательно, снижает доходность.
Таким образом, в условиях недостаточной финансовой грамотности потребителей финансовых услуг и населения в целом, присутствия внутренних и внешних рисков в экономике, низкой прозрачности на финансовом рынке страны со стороны ее участников, система гарантирования депозитов в Казахстане остается важной и неотъемлемой частью обеспечения финансовой стабильности в Республике и непрерывно подтверждает необходимость своего существования.